Другое » Анализ и перспективы развития рынка банковских карточек в России и за рубежом

Относительно короткая история банковских карточек была очень насыщенной по темпам роста и масштабам изменений банковской системы. Джон К. Биггинс из Флатбушского национального банка и Нью-Йорке был первым, предложившим идею банковской карточки. Эти карточки стали фактором национального масштаба в 1960-х годах с внедрением карточки БанкАмерикард (в настоящий момент – Виза Интернешнл) и карточки Межбанковской ассоциации карточек (ныне – Мастеркард Интернешнл). Совместное воздействие этих двух национальных систем карточек привело в последующие годы к головокружительному росту систем банковских карточек.

Главные причины, обусловившие быстрый рост этих систем, следует анализировать с точки зрения выгод для потребителя, торговца и банка. Для потребителя банковские карточки сделали процесс услуг более доступным, особенно когда для этого были нужны кредитные средства. Клиенты банков могли получить кредит для множества покупок без необходимости повторных визитов в банк и ходатайств о займе. Заимствованная сумма при этом могла быть или полностью выплачена в конце каждого месяца, или разбита на несколько ежемесячных платежей.

Торговцы находили банковские карточки привлекательными, поскольку сделки по продаже легко было подтвердить в банке и оплата была гарантированной.

Энергичная реклама и продвижение карточек банками и национальными ассоциациями повысила возможности увеличения продаж для тех торговцев, которые принимали к оплате карточки. Ассоциации избавляли торговцев от риска и затрат на осуществление собственных кредитных планов, привлекающих покупателей.

Банки нашли привлекательным способ расширения кредита клиентам через возобновляемые кредитные линии, сочетающиеся с банковскими карточками. География их рынка также расширилась, поскольку банки могли выпускать карточки для потребителей, проживающих не только близко от банка. Вместе с этими новыми клиентами появлялись дополнительные возможности по продаже им других банковских услуг. Доход от владельцев карточек сочетался с новыми источниками дохода от

дисконта, уплачиваемого торговцами, и новыми депозитными ресурсами, образуемыми от счетов за продажи.

Таким образом, мировая практика банковского карточного бизнеса подтвердила его выгодность для всех, участвующих в нем сторон. Данный факт, в конце концов, разбудил дремлющие российские банки и те медленно, преодолевая трудности: информационные, коммуникационные, материально-технические, начали внедрять пластиковые банковские карточки в практику платежных операций и других финансовых услуг. К сожалению, этот процесс не идет в ногу со временем и рынок российских банковских карточек в разы отстает от подобного рынка развитых стран. Данный факт обуславливает актуальность темы данной работы.