Другое » Анализ и перспективы развития рынка банковских карточек в России и за рубежом » Повышение грамотности потенциальных потребителей карточек

Одной из главных причин отставания развития ранка банковских карточек в России является низкая информативность и грамотность граждан России о потребительских свойствах карточек. Данный факт решила использовать в своей работе платежная система Visa. Visa International в начале 2007 г. объявила о запуске программы по повышению финансовой грамотности населения России в области использования платежных карточек. Программа реализуется при поддержке Министерства финансов РФ и нацелена на повышение уровня знаний и навыков использования современных платежных продуктов и улучшение благосостояния российских граждан.

В августе и сентябре 2007 г. на уличных рекламных носителях, автобусных остановках, на общественном транспорте и в метро, а также в печатных СМИ в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге начала появляться социальная реклама программы повышения финансовой грамотности населения. Рекламные материалы кампании разработаны и распространяются при финансовой поддержке платежной системы Visa, но они не будут содержать логотипа компании. Рекламный сюжет состоит из пошаговой инструкции, объясняющей, как совершать платежи с помощью банковской карточки и что делать, если карточка украдена или потеряна. Кроме того, информация о важности безналичных платежей для развития экономики России и повышения ВВП страны также доступна на макетах данной социальной рекламы. Партнерами и участниками этого проекта являются федеральные и региональные органы власти России, Ассоциация региональных банков «Россия», Фонд поддержки социальных и информационных программ государственных ведомств «Народная Инициатива», а также представители банков и некоммерческих организаций.

В Интернете программа повышения финансовой грамотности населения будет продвигаться через новый информационный национальный портал «Азбука финансов» (www.azbukafinasov.ru), созданный на основе русскоязычного сайта Visa – «Мои умные деньги» и в партнерстве с другими лидерами финансового рынка России. Посетители портала смогут легко найти ответы на самые разные вопросы по использованию банковских карточек, об основах управления личными финансами, долговыми обязательствами (кредитами) и о правилах безопасности использования финансовых продуктов. Ресурс будет информационным центром для учителей, студентов, журналистов, молодых специалистов и всех потребителей в целом. Андрей Вылегжанин, вице-президент Visa CEMEA и руководитель департамента по развитию бизнеса представительства Visa в России, отметил: «По данным Центрального банка РФ, сегодня в России в обращении находится более 80 млн платежных карточек. На конец марта 2007 г. количество только карточек Visa выросло в 1,5 раза по сравнению с 2006 г. и превысило 36.6 млн карточек. Однако лишь 7% от общего оборота по этим карточкам приходится на торгово-сервисные предприятия, в то время как в странах с развитой экономикой этот показатель в среднем составляет 60–70%. На сегодняшний день большинство держателей карточек по-прежнему предпочитают снимать деньги с карточки через банкоматы и расплачиваться наличными в ресторанах и магазинах. Таким образом, совершенно очевидно, что уровень финансовой грамотности держателей карточек пока не позволяет нашей стране ощутить в полной мере преимущества безналичных платежей».

Актуальность программы подтверждена также и другими статистическими данными. Согласно последнему опросу, проведенному Национальным агентством финансовых исследований, 62% россиян не понимают суть банковских предложений. По информации Центрального банка РФ, 11% денежных средств страны хранятся в кошельках граждан. Ежегодно Центробанк тратит более 11 млрд. руб. на обслуживание оборота наличных денежных средств.