Другое » Анализ и перспективы развития рынка банковских карточек в России и за рубежом » Характеристика российского рынка банковских карточек

Страница 1

Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) и Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) 26–27 июня 2007 г. провели опрос, посвященный изучению актуальных аспектов и проблем финансовой сферы России. В ходе исследования были проведены опросы среди держателей пластиковых карточек по России и отдельно по Москве. Объем выборки по России составил 1598 человек, метод исследования – индивидуальное интервью (face-to-face). Опрос проводился по репрезентативной общероссийской выборке с учетом квот по полу и возрасту согласно территориальному районированию Госкомстата в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках РФ. Статистическая погрешность исследования – не более 3,4%. В Москве было опрошено 500 человек, имеющих пластиковые карточки (опрос проводился по репрезентативной выборке с учетом квот по полу и возрасту согласно данным Госкомстата). Метод исследования – телефонное и индивидуальное интервью (face-to-face). Статистическая погрешность не превышает 4,4%. Проведенный при написании работы анализ позволяет сделать следующие выводы.

По общероссийскому опросу выявилось, что 21,4% граждан пользуются всеми видами пластиковых карточек и 22,1% ими не пользуются, но планируют сделать это в ближайшем будущем, что составляет практически половину опрошенных. Доля мужчин и женщин одинакова. Наиболее активные держатели карточек (29%) – это люди в возрасте 45–59 лет (рис. 1).

Рис. 1. Распределение держателей банковских карточек по возрастным группам: №1 – 18–24 года. №2 – 25–34. №3 – 35–44. №4 – 45–59. №5 – > 60 лет

Все меньше идет ранжирование по образовательному цензу. Если раньше карточками пользовалась наиболее образованная часть населения, то сейчас ими на равных пользуются люди с высшим и со средним специальным образованием: примерно 37% – со средним и 35,2% – с незаконченным высшим и высшим образованием.

Рис. 2. Распределение держателей банковских карточек по признаку образования. №1 – неполное среднее, начальное. №2 – среднее. №3 – среднее специальное. №4 – незаконченное высшее, высшее

Что касается материального положения опрошенных, то практически половина ответили, что на продукты и одежду хватает, но покупка вещей длительного пользования является для них проблемой (рис. 3).

Рис. 3. Материальное положение держателей карточек: №1 – едва сводим концы с концами; №2 – на продукты хватает, на остальное с трудом; №3 – покупка вещей длительного пользования является проблемой; №4 – можем без труда приобрести вещи длительного пользования; №5 – можем свободно купить квартиру, дачу и т.п.; №6 – затрудняюсь ответить (0,8%)

При исследовании учитывался уровень доходов граждан России – держателей карточек (рис. 4).

Рис. 4. Распределение респондентов по уровню доходов: №1 – до 1500 руб. №2 – 1501 – 3000 руб. №3 – 3001 – 5000 руб. №4 – 5001 руб. и выше

Уровень дохода держателей карточек по России выше 5 тыс. руб.

Распределение держателей карточек по федеральным округам представлено на рис. 5.

Рис. 5. Распределение держателей банковских карточек по федеральным округам: №1 – Центральный федеральный округ. №2 – Северо-Западный округ. №3 – Южный округ. №4 – Приволжский округ. №5 – Уральский округ. №6 – Сибирский округ. №7 – Дальневосточный

Наиболее активно пластиковыми карточками пользуются в Центральном федеральном округе – порядка 41% населения и в наименьшей степени – в Дальневосточном федеральном округе – лишь 6,7% населения.

В Москве картина несколько иная: 51,8% участников опроса пользуются банковской пластиковой карточкой; 28,6% не пользуются, но предполагают это сделать. Интересно, что доля держателей мужчин и женщин также одинакова. К наиболее активным держателям (60,4%) относятся люди в возрасте от 18 до 35 лет. 57% пользователей имеют высшее образование. 57,2% опрошенных имеют ежемесячный доход от 10 до 30 тыс. руб. в месяц. Почти половина респондентов отметили, что могут без труда приобретать вещи длительного пользования, однако для них проблемной становится покупка действительно дорогих вещей. В ходе опроса выяснилось, что 66,6% участников имеют только одну пластиковую карточку, 20% – две пластиковые карточки, остальные – три карточки и более.

На вопрос, какой именно карточкой вы располагаете, ответы были таковы: зарплатной – 72,6% опрошенных, кредитными – 22,4% (рис. 6).

Страницы: 1 2 3