В последнее время британский карточный рынок находится в центре внимания специалистов и отраслевых экспертов по трем причинам. Во-первых, в соответствии с прогнозами APACS к концу 2009 г. суммарный объем платежей по карточкам в этой стране может превысить суммарный объем розничных транзакций с помощью наличных. Во-вторых, в 2009 г. Великобритания стала первой страной и мире, в которой эмитенты и эквайреры, являющиеся членами платежных ассоциаций Visa International и MasterCard International, завершили миграцию на микропроцессорные продукты, совместимые со стандартом EMV. Наконец, в-третьих, в последние полтора-два года британские банки ведут активное – и весьма успешное – наступление на североамериканский карточный рынок, скупая активы крупных региональных банков и эквайринговых компаний. Во многом этому способствует правовая база по банковским картам.
В Великобритании отношения по эмиссии и обращению банковских кредитных карт регулируются Законом о потребительском кредите 1974 г.
Закон о потребительском кредите вводит понятие «соглашения о кредитных инструментах» (credit-token agreements), которые рассматриваются как вид потребительского кредита. В связи с этим все сказанное ниже о потребительском кредите будет иметь отношение и к кредитным инструментам. Под кредитным инструментом понимаются карта, чек. ваучер, купон, марка, буклет или другой документ, или вещь, выданная физическому лицу (держателю) эмитентом, который обязуется, что:
1)по предъявлении кредитного инструмента (независимо от необходимости совершения иных действий) эмитент предоставит наличные денежные знаки, товары или услуги в кредит, или
2)по предъявлении кредитного инструмента (независимо от необходимости совершения иных действий) третье лицо предоставит наличные денежные знаки, товары или услуги, а эмитент осуществит расчет за них с этим третьим лицом в обмен на последующую компенсацию затрат эмитента со стороны держателя.
Из приведенного определения следует, что держателем карты для целей Закона о потребительском кредите могут быть только физические лица. С другой стороны, Закон не содержит специальных требований к эмитенту, следовательно, им могут быть и кредитные, и торговые организации, что также следует из определения кредитного инструмента. Таким образом, предметом регулирования Закона о потребительском кредите являются и банковские, и торговые карты. Следующей особенностью Закона является то, что он предусматривает предоставление денежных знаков, товаров или услуг строго в кредит, не упоминая о возможности их оплаты с (текущих) банковских счетов. Следовательно, предметом его регулирования являются не дебетовые, а исключительно кредитные карты, которые, как следует из вышеизложенного, являются разновидностью кредитных инструментов.
Закон устанавливает, что Государственный секретарь имеет право издавать нормативные акты, содержащие требования к рекламе потребительского кредита или к документам, содержащим условия предоставления потребительского кредита, в том числе кредитных инструментов. Данные акты могут, в частности, определять, какие сведения должны и какие не должны содержаться в рекламе потребительского кредита. Государственный секретарь также вправе устанавливать обязательство кредитора о сообщении определенной информации потенциальным контрагентам до заключения договора.
Просьба (оферта) о выдаче кредитного инструмента должна быть совершена в письменной форме и подписана просителем (оферентом), если только сумма кредита, который будет доступен держателю, не превышает 50 фунтов стерлингов. Другими исключениями являются выдача кредитного инструмента по уже действующему договору или замена уже используемого кредитного инструмента при условии продолжения действия договора.
Договор о предоставлении потребительского кредита должен быть совершен в установленной Государственным секретарем форме, быть подписан кредитором и заемщиком и содержать все условия договора за исключением подразумеваемых. Один экземпляр договора должен остается у заемщика. Если в соответствии с договором кредитор имеет право в одностороннем порядке изменять его условия, то такие изменения вступают в силу не ранее момента сообщения их заемщику способом, установленным Государственным секретарем. Договор, совершенный в ненадлежащей форме, имеет силу в отношении заемщика только по решению суда.