Другое » Правовое регулирование кассовых операций в кредитных организациях » Порядок проведения ревизий денег и ценностей в кредитных организациях: практические аспекты

Страница 3

При подготовке типовых форм документов нельзя предусмотреть все возможные ситуации даже в рамках одного банка, не говоря уже о банковской системе в целом. Тем не менее, можно выделить несколько наиболее часто встречающихся ситуаций и предусмотреть для них типовые формы документов:

1. Распорядительный документ о возложении ответственности за сохранность ценностей без проведения ревизии. Актуален для случая, когда действующее подразделение банка начинает совершать кассовые операции, например, помещения для совершения операций с ценностями были оборудованы в подразделении уже после его фактического открытия. Если же в момент открытия подразделения кассовые помещения полностью оборудованы, договоры на охрану заключены, то норму о возложении ответственности за сохранность ценностей в целях уменьшения количества документов допустимо включать в распорядительный документ об открытии/начале операционной деятельности подразделения.

2. Распорядительный документ о возложении ответственности за сохранность ценностей с проведением ревизии. Актуален для всех случаев передачи ответственности за сохранность ценностей (как временной, так и окончательной).

3. Распорядительный документ о проведении ревизии ценностей без передачи ответственности за сохранность ценностей. Актуален для случаев проведения плановых ревизий, а также в случае проведения ревизий в присутствии внешних или внутренних проверяющих.

4. Приказ о проведении плановой ревизии в целом по кредитной организации. В этом случае на местах (в филиалах, ВСП филиалов) издаются отдельные распорядительные документы о создании комиссий для проведения плановых ревизий в рамках исполнения этого приказа.

В настоящее время Банк России не устанавливает каких-либо требований к количественному и качественному составу ревизионной комиссии, за исключением одного - не допускается включать в состав комиссии лиц, чья работа непосредственно связана с ревизуемыми ценностями. Это ограничение направлено на недопущение ответственными лицами хищений.

При проведении ревизии, как следует из п. 19.15 Положения N 318-П, комиссия сверяет фактическое наличие ценностей с данными книги хранилища ценностей и данными бухгалтерского учета. В этой связи заметим, что, хотя Банк России и не запрещает включать в состав ревизионной комиссии главного бухгалтера, в данном случае присутствует определенный риск подтасовки данных в целях сокрытия хищений (особенно для случаев больших объемов хранения денежной наличности и других ценностей).

Лиц, которые могут присутствовать при проведении ревизий ценностей, можно разделить на несколько групп: сотрудники временной администрации и территориального учреждения ЦБ (при проведении ревизии в кредитной организации, в которой введено внешнее управление); сотрудники инспекционных подразделений ЦБ (при проведении проверок в соответствии с Инструкцией ЦБ от 25.08.2003 N 105-И); сотрудники внешнего аудитора; сотрудники подразделений внутреннего аудита кредитной организации; сотрудники кредитной организации, осуществляющие в ревизуемом подразделении проверку организации кассовой работы; иные сотрудники кредитной организации. Присутствие перечисленных лиц на ревизии оговаривается в распорядительном документе. Следует отметить необходимость идентификации этих лиц на основании документов, удостоверяющих личность, а также обязательную отметку об их присутствии при проведении ревизии.

В соответствии с п. 19.14 Положения N 318-П ревизия наличных денег должна проводиться таким образом, чтобы не нарушать порядок осуществления операций с наличными деньгами и исключить возможность сокрытия излишков или недостач. Соответственно, ревизию необходимо проводить с проверкой всех ценностей, находящихся в кассовом подразделении, по состоянию на одну и ту же дату (время) и в такой последовательности, которая исключала бы возможность скрытия хищений и недостач денег и ценностей.

Страницы: 1 2 3 4 5