Другое » Правовое регулирование кассовых операций в кредитных организациях » Порядок проведения ревизий денег и ценностей в кредитных организациях: практические аспекты

Страница 1

кассовый банковский кредитный

Среди методов управления, вне зависимости от структуры и направления деятельности хозяйствующего субъекта, важную роль играют вопросы контроля. Контроль способствует повышению эффективности деятельности организации, снижению издержек, росту доходов организации. Одним из способов проведения такого контроля является ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, служебных действий должностных лиц, документов, записей уполномоченными на это органами на предмет контроля соблюдения законов, правил, инструкций, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных товарно-материальных ценностей.

В настоящем параграфе мы рассмотрим вопросы, связанные с одним из направлений контроля в кредитных организациях, это – ревизия кассы, поскольку это имеет непосредственное отношение к теме нашей дипломной работы. "Фактором, повышающим важность правильной организации ревизионной работы в кредитной организации, является средоточие под ответственностью небольшого количества должностных лиц самого ликвидного и быстрореализуемого актива - наличных денег и иных ценностей, с которыми совершаются операции в кассе".

Как отмечалось в предыдущих главах дипломной работы, основной целью деятельности кредитной организации, как и любой другой коммерческой организации, является извлечение прибыли, что достигается в том числе и действиями, направленными на снижение издержек и минимизацию рисков. В этой связи цель ревизионной работы состоит прежде всего в создании условий, при которых вероятность финансовых потерь кредитной организации вследствие хищений, утрат ценностей или претензий контролирующих органов была бы минимальной.

Для достижения этой цели выделяют несколько стоящих перед кредитной организацией задач: 1) проверка соответствия фактического наличия ценностей в месте их постоянного хранения данным учетных регистров - книг учета ценностей и бухгалтерского учета; 2) проверка соблюдения должностными лицами, ответственными за сохранность ценностей, установленного порядка хранения наличных денег и ценностей; 3) контроль радиоактивного загрязнения денежных знаков при проведении ревизии ценностей. Данная задача является одним из элементов дополнительного контроля работы кассы, потому что в хранилище ценностей (сейфе внутреннего структурного подразделения) хранящаяся денежная наличность уже должна была быть проверена на уровень радиоактивного излучения при ее приеме в кассу.

В соответствии с действующими на настоящий момент нормативными актами Банка России (п. 19.12 Положения N 318-П и п. 1.10 Указания N 2054-У) порядок и периодичность проведения ревизий банкнот и монеты Банка России и иностранных государств (группы государств) определяются кредитной организацией. Таким образом, надзорный орган прямо предусмотрел необходимость кредитных организаций самостоятельно своими внутренними документами регулировать этот процесс с учетом установленных Банком России требований.

Выделяют следующие принципы, которых необходимо придерживаться кредитной организации при определении порядка проведения ревизии ценностей: 1) обеспечение невозможности сокрытия ответственными лицами недостач ценностей. Все ценности с момента начала ревизии берутся под контроль руководителем ревизионной комиссии; 2) соблюдение интересов клиентов кредитной организации (проведение ревизии не должно нарушать нормального процесса кассового обслуживания клиентов); 3) наличие и документирование всех основных этапов проведения ревизии: подготовка распорядительного документа, определяющего состав ревизионной комиссии, дату, время проведения ревизии, лиц, на которых возлагается ответственность за сохранность ценностей, размер контрольного пересчета; подготовка учетных регистров, пересчет ценностей (в том числе контрольный полистный, поштучный); сверка результатов пересчета с данными учетных регистров; оформление результатов проведенной ревизии - актов; при необходимости проведение расследования случаев выявления недостач/излишков и оформление результатов этих расследований; рассмотрение результатов проведенной ревизии руководителем кредитной организации (или иным уполномоченным на это лицом).

Страницы: 1 2 3 4 5