Другое » Розничное банковское обслуживание » Банкомат как элемент электронной системы розничных платежей

Страница 2

Некоторые из перечисленных действий требуют обмена информацией между банкоматом и центром. В частности, это необходимо для проверки остатка на карточном счете клиента, соответствия между ПИН-кодом и номером карты, лимитов выдач по карте и т.п. Связь необходима также для предоставления клиенту текущей информации о состоянии его счета и для выдачи таких данных на печать. С этой целью банкомат через выделенную телефонную линию связан напрямую с банком и процессинговой компанией платежной системы.

Обмен информацией между клиентом и платежной системой при посредстве банкомата может осуществляться в одном из трех режимов:

1) on-line (режим реального времени) - банкомат постоянно подключен к процессинговому центру, обмен информацией между процессинговым центром и банкоматом происходит непрерывно. В этом случае все необходимые данные о клиенте, движении средств и остатках на его счете могут находиться в процессинговом центре, все транзакции по карточному счету выполняются в реальном режиме времени процессинговым центром;

2) off-line (автоматический режим) - банкомат не имеет связи с процессинговым центром и обмен данными между ними осуществляется с продолжительными интервалами, путем переноса информации на магнитных носителях. В этом случае возникает необходимость хранить данные о клиенте, движении средств и остатках на его карточном счете в самом банкомате. Транзакции по карточному счету также регистрируются и накапливаются в банкомате, и лишь после переноса очередной «порции» информации (например, за сутки) в процессинговый центр там производится пакетная обработка этих транзакций и корректируется состояние карточного счета клиента;

3) квази-on-line - банкомат связывается с процессинговым центром по каналам связи, но связь не поддерживается непрерывно, а осуществляется по некоторому расписанию. В зависимости от того, каким образом организована эта связь и как составлено расписание, можно различить системы с дозвоном от банкомата в процессинговый центр или обзвоном банкоматов процессинговым центром, а также системы с обзвоном/дозвоном по расписанию (например, каждый час, каждые два часа и т.д.) и система с дозвоном по мере необходимости.

Как свидетельствует статистика, на тысячу жителей в нашей стране банкоматов примерно в 50 раз меньше, чем в среднем на одного жителя Германии или США. Разброс частоты использования банкоматов в различных странах довольно велик. Например, в Швеции через каждый банкомат деньги получают в среднем 9900 раз в месяц, в Великобритании - 5500 раз, в Италии - только 1700 раз.

В России один банкомат, по данным за 2002 г., использовался в среднем 2400 раз в месяц, т. е. на минимальном среднеевропейском уровне. Очевидно, что количество банкоматов и частота их использования соответствуют текущему уровню развития российского карточного рынка.

Однако если предположить, что через несколько лет почти две трети взрослого населения России будет иметь платежные карты, на которые будут начислять заработную плату и социальные выплаты, что эти средства в среднем будут снимать 1,5 раза в месяц с сохранением существующей частоты использования банкомата, то банкоматов потребуется в 6-8раз больше, чем сейчас.

Страницы: 1 2