Другое » Розничное банковское обслуживание » Банкомат как элемент электронной системы розничных платежей

Страница 1

розничный платеж карта банкомат

Платежная банковская карта может использоваться ее держателем - физическим лицом не только для совершения платежей в торгово-сервисной сети безналичным путем, но и для снятия с карточного счета наличных денег через банкомат. Банкомат (ATM - automated teller machine) - это многофункциональный банковский автомат, предназначенный для обслуживания клиентов банка в отсутствие банковского персонала.

Чаще всего банкомат используется для выдачи наличных денег с карточного счета клиента. Помимо этого банкомат может выполнить следующие функции:

• изменять параметры счета клиента (внесение денег на депозит);

• сообщать состояние счета;

• давать отчет о движении средств на счете за определенный период;

• переводить средства со счета на счет;

• предоставлять информационно-справочные услуги.

Первые банкоматы появились в конце 1960-х гг. и использовались в основном для выдачи небольших сумм наличных денег. Начало бурного развития банкоматов относится к 1980-м гг. В настоящее время это наиболее быстро и успешно развивающийся способ оказания банковских услуг населению. Применение банкоматов отражает стремление банков приблизить свои услуги к клиентам, расширить временные и пространственные рамки, в которых клиент может осуществлять стандартные банковские операции по получению денежной наличности и осуществлению вкладных операций. Использование банкоматов позволяет банку сократить персонал и снизить затраты на содержание помещений.

Основное преимущество банкомата перед обыкновенным кассиром - возможность круглосуточной работы. Поэтому банкоматы должны устанавливаться в наиболее посещаемых местах, куда клиент платежной системы может попасть в любое время дня и ночи. В настоящее время в России, как и во всех западных странах, банкоматы стоят на вокзалах, в аэропортах, в вестибюлях общественных зданий, просто на улицах.

Главной функцией банкомата и сейчас остается снятие наличных денег с карточного счета. Для того чтобы клиент имел возможность получать наличные деньги в банкомате, должны быть выполнены как минимум следующие операции:

1) клиент вставляет карту в приемное устройство банкомата;

2) банкомат выдает на экран приглашение ввести идентификационный номер (ПИН-код);

3) клиент набирает ПИН-код на клавиатуре банкомата;

4) банкомат считывает информацию с карты и проверяет, соответствует ли набранный ПИН-код тому, который считан с карты, а также не состоит ли эта карта в «стоп-листе» недействительных и аннулированных номеров;

5) если все в порядке, то банкомат выдает на экран приглашение ввести сумму, которую клиент намеревается получить наличными;

6) клиент набирает нужную сумму;

7) банкомат проверяет, не превышает ли запрошенная сумма лимит, который разрешается снимать наличными в данной платежной системе;

8) если все в порядке, то банкомат отсчитывает нужную сумму банкнотами и выдает их через устройство выдачи наличных денег;

9) банкомат возвращает карту ее владельцу.

Кроме того, по запросу клиента банкомат печатает квитанцию, подтверждающую проведение трансакции. Некоторые модели банкоматов обеспечивают печать не только квитанции, но и выписки по счету, для чего клиент должен выбрать соответствующий пункт меню и нажать соответствующую клавишу.

Страницы: 1 2