Страница 1

Критерии. Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (ст. 3 и 4) указывает на 3 как бы равноправные меры, которые должны предупреждать банкротство банка: финансовое оздоровление банка; назначение в банк временной администрации; реорганизацию банка (в отличие от ст. 26 Закона «О несостоятельности (банкротстве)», которая в качестве меры предупреждения банкротства организации рассматривает только ее финансовое оздоровление). Соответственно данному недифференцированному подходу критерии (основания), при на­личии которых банк будет считаться нуждающимся в финансовом оздоровлении (санации), в принципе те же, что и в случаях, когда в него может быть направлена временная администрация или когда ему может быть предъявлено требование о реорганизации, и также противоречивы. Практически это означает, что при нали­чии одних и тех же оснований Банк России по собственному усмотрению будет решать, какую из трех указанных мер применить к банку, нуждающемуся, с его точки зрения, в повышенном внимании.

Различие,

которое здесь все же наблюдается, состоит в следующем. Ст. 32 рассматриваемого Закона говорит, что требование о реорганизации банка может поступить в случаях, когда банк: 1) из-за отсутствия средств на его корреспондентских счетах не удовлетворяет денежные требования отдельных кредиторов и/или не исполняет обяза­тельные платежи в сроки, превышающие 7 дней; 2) допускает снижение собственного капитала по сравнению с его максимумом за последние 12 месяцев более чем на 30% при одновременном нарушении хотя бы одного обязательного экономического норма­тива; 3) нарушает норматив текущей ликвидности в течение последнего месяца более чем на 20% (при этом в ст. 4 Закона названы несколько иные основания). Что касается требования о финансовом оздоровлении банка, то в соответствии со ст. 12 Закона основаниями для него могут служить как все общие основания для мер, предпринима­емых с целью недопущения банкротства (ст. 4 Закона), так и нормы ст. 75 Закона «О Центральном банке РФ», которая включает широкий перечень нарушений, за которые к банкам применяются различные санкции. Наконец, у Банка России есть критерии, вытекающие из Указания № 766-У от 31.03.2000 г. «О критериях определения финансо­вого состояния кредитных организаций».

Содержание санации.

Закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (гл. II, ст. 7—10) однозначно определяет, как широко следует понимать содержание процесса финансового оздоровления банка. Данный процесс может включать в себя:

- оказание финансовой помощи банку его учредителями (участниками) и иными лицами;

- изменение структуры активов и пассивов банка;

- изменение организационной структуры банка;

- иные меры, осуществляемые в соответствии с законами.

Финансовая помощь

банку может быть оказана в формах:

- размещения денег на депозите в банке на срок не менее 6 месяцев и под умеренные проценты (по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования Банка России);

- предоставления банку поручительств (гарантий) по кредитам, которые он берет;

- предоставления банку отсрочки и/или рассрочки платежа;

- перевода долга банка (с согласия его кредиторов);

- отказа от распределения прибыли банка в качестве дивидендов и направления ее на финансовое оздоровление банка;

- дополнительного взноса в уставный капитал банка;

- прощения банку его долга;

- новации, а также в иных формах, способствующих устранению причин, вызвавших необходимость финансового оздоровления банка.

Изменение структуры активов

банка может предусматривать:

- улучшение качества его кредитного портфеля, включая замену неликвидных активов ликвидными;

- приведение структуры активов по срочности в соответствие со сроками обя­зательств, обеспечивающее их исполнение;

- сокращение расходов, в том числе на обслуживание долга банка, и расходов на его управление;

- продажу активов, не приносящих дохода, а также активов, продажа которых не будет препятствовать выполнению банковских операций;

- иные меры, направленные на изменение структуры активов.

Изменение структуры пассивов

банка может включать в себя:

- увеличение собственного капитала;

- снижение размера и/или удельного веса текущих и краткосрочных обяза­тельств в общей структуре пассивов;

- увеличение удельного веса средне- и долгосрочных обязательств в общей структуре пассивов;

- иные меры.

В соответствии с Законом банк обязан уменьшить свой уставный капитал до размера собственного капитала, если последний оказался меньше уставного капитала.

Изменение организационной структуры

банка может проводиться:

- путем изменения состава и численности сотрудников;

- путем изменения структуры, сокращения и ликвидации обособленных и иных структурных подразделений;

- иными способами.

Требование о санировании банка и его предъявление.

Страницы: 1 2