Другое » Банкротство и санация банков: целевые приоритеты и методы реализации » Понятие несостоятельности кредитной организации и факторы на нее влияющие

Страница 4

Проведение стратегического плани­рования и стратегического управления значительно смягчают банковские риски и способствуют успешному развитию банковского бизнеса. Банковские стратегии поведения на рынке должны разрабатываться для каждого банка в отдельности.

Возможные варианты стратегии банка:

традиционная - поступать, как все банки, доволь­ствуясь достигнутым;

оппортунистическая - поиск новых сегментов рынка, основана на знании рыночной ситуации (на товарном, валютном, фондовом, денежном рынках), связана с высокой степенью риска;

оборонительная - заключается в усилиях не отстать от других;

зависимая - обычно ее проводят мелкие банки;

наступательная - банк стремится занять ведущие позиции на рынке банковских услуг. Для осуществле­ния этой стратегии необходимо нестандартно мыслящее руководство, хорошо знающее рынок, а также хорошо организованные маркетинговые исследования.

Все перечисленные виды стратегии могут быть сгруппированы по признаку агрессивности и консервативности в планировании и управлении банком. Каждый вид стратегии имеет свои плюсы и минусы, но необходимо отметить, что в условиях становления финансового рынка России со всей его нестабильностью и изменениями в соотношении сил, по мнению автора, наиболее перспективна агрессивная политика. В настоящий момент банкам, увлеченным захватом рынка, грозит опасность «превышения возможностей над спросом». Превышение возможностей над спросом неизбеж­но снижает доходность банковских операций. Эта опасность тем более серьезна, что большинство банкиров считает большое количество филиалов - процветанием банка. Опасность превышения возможностей над спро­сом наиболее полно проявилась в Англии и США, где крупные банки были вынуждены тысячами увольнять своих служащих и закрывать филиалы.

В связи с этим крупные банки экономически раз­витых стран начинают менять свою стратегию - они отдают предпочтение росту прибыли активов и стремятся повысить эффективность работы, а не расширять свое участие на рынке. Расширение филиалов можно рассматривать как экстенсивный путь развития, повышение эффективности использования активов банка означает интенсификацию работы банка. Одно из решений проблемы превышения возможностей над спросом - объединение ряда банков, осуществляющих операции на одном рынке.

Агрессивная политика российских банков должна проявляться не столько в расширении присутствия на финансовом рынке через создание сети филиалов и отделений, сколько в расширении спектра банковских услуг. Но прежде чем вводить новый финан­совый продукт, необходимо проанализировать все свя­занные с ним риски. Если с учетом рисков установленная цена на новый продукт не дает разумной доходности, от него надо отказаться. Многие банки делают ошибку, вводя новый финансовый продукт только потому, что другие банки его предлагают, и не заботятся о соотношении риска и дохода.

Управление собственным капиталом.

Недостаточно квалифицированное управление собственным капиталом - одна из наиболее распростра­ненных причин банкротства банков в России.

При управлении собственным капиталом необходимо сочетание прибыльности и ликвидности. Таким образом, расширение активов и пассивов без соответствующего прироста собственного капитала может привести к неспособности покрыть потенциальные обязательства и к нарушению установ­ленных Центральным банком обязательных нормативов (минимального размера уставного фонда, минимального размера обязательных резервов и предельного соотношения между размером уставного фонда банка и суммой его активов с учетом оценки риска).

Страницы: 1 2 3 4 5