Процессинговый центр — юридическое лицо или его структурное подразделение, обеспечивающее информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчётов.

В русском языке понятие процессинговый центр, как правило, используется в применении к организациям, осуществляющим процессинг пластиковых карт.

Большинство, российских банков, эмитирующих банковские карты создают собственные банковские процессинговые центры — структурные подразделения банков, осуществляющие информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчётов и обеспечивающие проведение внутрибанковской обработки операций с пластиковыми картами. Здесь можно найти практически полный перечень всех процессинговых центров России (как внутрибанковских, так и в форме самостоятельных юрлиц).

Крупнейшими в мире компаниями, осуществляющим процессинг пластиковых карт, являются.

Сейчас функционируют или находятся в стадии запуска 1130 процессинговых центров. Эти процессинговые центры обслуживают порядка 500 российских банков-участников МПС VISA и MasterCard (это оценочное число, так как точное количество участников МПС мне ни разу не встречалось - платежные системы почему-то не хвастаются полным списком своих участников).

Таким образом, каждый четвертый российский банк имеет собственный процессинговый центр. С уверенностью можно утверждать, что процессинговый аутсорсинг у нас не в моде.

Не так уж и редко один процессинговый центр эксплуатирует несколько процессинговых систем от различных поставщиков (либо между ними каким-то образом распределяется функциональность, либо происходит постепенная миграция с одного решения на другое).

Если подвести итоги соцсоревнования между поставщиками хостовых систем по количеству клиентов, эксплуатирующих их системы, то первые три места распределятся между компаниями OpenWay Group, Compass Plus и Банковский Производственный Центр (БПЦ).

Несмотря на то, что на российском рынке представлено 15 процессинговых решений эти 3 компании лидируют со значительным отрывом от остальных конкурентов и в совокупности занимают 65% рынка.

[1] Иванов Н.В. Управление карточным бизнесом в коммерческом банке. – М.: Издательская группа “БДЦ-Пресс”, 2003.

[2] Рудакова О. С. Банковские электронные услуги -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.

[3] Балабанов И.Т. Электронная коммерция. – спб.: Питер, 2001.

[4] Рудакова О.С. Банковские электронные услуги: Учебное пособие для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.