Другое » Ценные бумаги России » Новые тенденции в развитии фондовых бирж

Страница 3

· во-вторых, диверсифицированной оказалась доходная база фондовых бирж (платежи членов бирж — ежегодные взносы и платежи за совершение сделок — составляли в 1997 г. не более 35 % их доходов). При росте объемов рынков и капиталоемкости бирж, при быстром усложнении технологий и управления и поддержание некоммерческой природы биржи (по сути, сметной, аппаратной) должно привести к резкому росту затрат в этой области, к немобильности бирж, к увеличению рисков рынков.

Корпоративную (по услугам, по сложности, по объемам генерируемых денежных потоков) структуру, ее развитие сложно и затратно финансировать на некоммерческой основе;

• в-третьих, решающим фактором, влияющим на изменение концепции фондовой биржи, является, как уже указывалось, острейшая конкуренция между ними, а также между биржами и организованными внебиржевыми рынками и альтернативными торговыми системами (конкуренция за объем, качество и стоимость услуг). До тех пор пока национальные финансовые рынки оставались относительно закрытыми ситуации, когда финансовые ресурсы, игроки, сделки, финансовые инструменты перемещаются к торговым системам — конкурентам были не столь масштабными.

Как только рынки открылись для международных инвесторов (этот процесс особенно заметен с начала 60-х годов и был продолжен при дерегулировании в 80-х годах), обострилась конкуренция и была, по сути, технологическая революция в биржевом деле (компьютерные биржи с распределенным доступом к ним), быстро увеличилось количество торговых систем, в том числе находящихся в частной собственности, ставящих задачу снижения уровня издержек своих клиентов, если они проводят сделки через биржу. По мнению директора программы международной экономики Королевского института международных отношений Б. Стайла, “технология сделала многие функции маркет-мейкеров или специалистов излишними, многие европейские биржи переходят системы продвижения котировок к системе продвижения ордеров, чтобы снизить трансакционные издержки клиентов. Следующий шаг, чтобы иметь возможность конкурировать с другими электронными торговыми платформами, —значительное сокращение бюджетов бирж и их акционирование”

В годовом отчете FIBV (1995. Р. 8) отмечается, что “конкуренция меж- фондовыми биржами, вероятно, увеличивается благодаря тому факту, что биржи становятся все более клиентски и рыночноориентированными. Эта конкуренция несет и угрозы, и возможности, побуждая биржи стремиться на чужие рынки, и защищать свои”. В конце 1997 г. уже отмечалась “безжалостная борьба между биржами в попытках заполучить и в итоге монополизировать европейские рынки акций”

Экспертная оценка остроты международной конкуренции между бир­жами дана в исследовании Marketing and Communication, осуществленном в 1996г. По опросу, проведенному среди 35 фондовых бирж, только 4 % не идентифицировали конкурентов. Для 32 % бирж важнейшими конкурентами были зарубежные фондовые

рынки (в форме как депозитарных расписок, так и прямого листинга ценных бумаг) и альтернативные торговые системы.

Соответственно биржам приходится решать следующие задачи:

• позиционирование биржи на рынке — рыночная ниша, виды рынков, продуктовый ряд, клиенты (члены биржи, эмитенты и инвесторы стали клиентами, поскольку обладали свободой выбора торговых систем), ценовая политика, максимальное удовлетворение потребностей клиентов и т.д.;

• рост и диверсификация доходов для покрытия затрат на развитие (биржевое дело становится все более капиталоемким; высокие темпы изменений информационных технологий и их технической и коммуникационной базы определяют необходимость постоянного обновления систем биржи и масштабных инвестиций). снижение расходов в условиях острой ценовой конкуренции и дефицита средств на развитие, ограничение издержек, которые несут ; члены биржи для поддержания рынка (в ином случае биржа становилась неконкурентоспособной);

• ведение биржевого маркетинга как условие успешной конкуренции фондовых бирж, разработка долгосрочных политик развития, стратегий поведения на рынке для удержания рыночной ниши.

Страницы: 1 2 3 4 5 6