Другое » Внебиржевой рынок ценных бумаг » Основные методы продажи и покупки ценных бумаг на первичном рынке

Страница 1

Размещение эмиссионных ценных бумаг - отчуждение эмиссионных ценных бумаг эмитентом первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок [1, ст.2].

Размещение ценных бумаг осуществляется в течение срока, указанного в зарегистрированном решении о выпуске ценных бумаг, который не может превышать одного года от даты государственной регистрации выпуска ценных бумаг.

Существует несколько способов размещения эмиссионных ценных бумаг: распределение, подписка, конвертация, обмен, приобретение [4, С. 80].

Распределение (только для акций) – размещение акций среди заранее известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Это возможно в двух случаях:

1) при увеличении уставного капитала за счет нераспределенной прибыли;

2) при учреждении акционерного общества.

Подписка – это размещение ценных бумаг (акций и облигаций) путем заключения договора купли-продажи на возмездной основе. Подписка осуществляется в двух формах:

1) закрытая подписка – размещение ценных бумаг среди заранее ограниченного круга участников;

2) открытая подписка – размещение ценных бумаг среди потенциально неограниченного круга инвесторов.

Конвертация – размещение одного вида ценных бумаг в другой вид на заранее установленных условиях. Конвертация может быть:

- облигаций в новые облигации;

- облигаций в привилегированные и обыкновенные акции;

- привилегированные акции в новые привилегированные или обыкновенные акции;

- обыкновенные акции только в обыкновенные акции при реорганизации акционерного общества.

Обмен – это размещение акций акционерного общества, созданного в результате преобразования в него общества с ограниченной ответственностью или кооператива. Обмен возможен только для акций, без заключения договора купли-продажи.

Приобретение – это размещение акций вновь создаваемого акционерного общества в результате его выделения из другого акционерного общества или приватизации государственного предприятия.

Первичный рынок имеет собственные методы размещения ценных бумаг: андеррайтинг, публичный метод, прямой (частный) метод, конкурентные торги и новая технология [5, С. 73].

Андеррайтинг

Это среднесрочный договор между эмитентом и инвестиционным банком о размещении ценных бумаг. Наибольшее распространение получил в США, Англии, Канаде (где есть инвестиционные банки, осуществляющие свою деятельность на рынке ценных бумаг). В России он также нашел свое применение. Существует три вида андеррайтинга. Согласно первому эмитент ценной бумаги заключает договор с инвестиционным банком, на основании которого банк консультирует эмитента по вопросам эмиссии и размещении ценных бумаг. Эмитент оставляет за собой право самому распределять ценные бумаги в течение определенного срока, а затем по истечении срока инвестиционный банк приобретает не размещенные эмитентом ценные бумаги и размещает их на вторичном рынке. За это банк имеет комиссионное вознаграждение. Такой метод размещения выгоден как для эмитента, так как он с одной стороны, может сам разместить пакет ценных бумаг по курсовой цене, а с другой стороны, он уверен в реализации всего эмитированного пакета ценных бумаг и привлечении соответствующей, необходимой суммы денежных средств. Банку это тоже выгодно, так как он имеет вознаграждение от эмитента, а за последующую реализацию ценной бумаги получает курсовую маржу как разницу между приобретением ценных бумаг у эмитента и их реализацией на рынке. Как правило, такой вид андеррайтинга используется, когда акции компании уже востребованы инвесторами и нет особых проблем с их реализацией.

Согласно второму виду договора инвестиционный банк берет на себя обязательство либо выкупить ценные бумаги, либо предоставить равноценный кредит эмитенту (равный номинальной стоимости выпущенных ценных бумаг). В данном случае эмитент сразу получает необходимую сумму денежных средств и направляет ее в производство, что не приводит к перерыву в производственном цикле и соответственно увеличивает оборачиваемость капитала. Банк за это получает комиссионное вознаграждение. Однако если в первом случае эмитент не занимается реализацией ценных бумаг, то во втором случае, получив кредит, эмитент направляет эти деньги в производство, а сам продолжает заниматься реализацией собственных ценных бумаг. Он реализует их по курсовой стоимости, за что получает учредительскую прибыль (разницу между курсовой стоимостью и номиналом) и из нее выплачивает проценты по кредиту. При таком договоре обязательство по консультированию и помощи в эмиссии ценных бумаг берет на себя банк, за что и получает комиссионное вознаграждение. Такой вид договора подписывают, как правило, эмитенты не уверенные в быстрой реализации ценных бумаг и предпочитающие сразу получить деньги и возместить расходы, связанные с эмиссией, за счет возрастания прибыли предприятия.

В соответствии с условиями третьего договора инвестиционный банк не берет на себя обязательство по выкупу ценных бумаг у эмитента, а обязуется помогать в размещении ценных бумаг, чтобы они были проданы в кратчайшие сроки. В этом случае банк проводит активную рекламную кампанию, более ответственно подходит к срокам и условиям эмиссии ценных бумаг, получая за это комиссионное вознаграждение. Такой договор заключается, если у эмитента нет жесткой необходимости в привлечении денежных средств в сжатые сроки, так как в этом случае он получает не только номинальную, необходимую сумму денежных средств, но и учредительскую прибыль за минусом комиссионного вознаграждения.

Страницы: 1 2