Другое » Характеристика механизма применения факторинговых операций в России » Современное состояние рынка факторинга в России

Страница 4

На сегодняшний день судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, имеет ли право не кредитная организация заниматься финансированием под уступку денежного требования.

Однако, если обратиться к ст. 10 ГК РФ, до установления порядка и условий лицензирования деятельности финансовых агентов деятельность по финансированию под уступку денежного требования может осуществляться без лицензии. В силу ст. 49 ГК РФ коммерческие организации могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законодательством. Следовательно, коммерческие организации наделены общей правоспособностью.

До введения в действие второй части Гражданского кодекса РФ согласно п.2 ст. 421 ГК РФ коммерческие организации проводили факторинговые операции без ограничений, т. е., не имея лицензии, так как могли заключать любые договоры, как предусмотренные, так и не предусмотренные законом и иными правовыми актами.

В постановлении Правительства РФ от 11 апреля 2000 г. № 326 «О лицензировании отдельных видов деятельности» функции лицензирования деятельности по финансированию под уступку денежного требования возложены на федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству. Однако порядок и условия выдачи подобной лицензии данный государственный орган так и не установил, в связи с этим лицензирование не производилось.

Ввиду неясности в вопросе лицензирования законодателем был разработан компенсирующий механизм контроля за факторинговыми организациями. Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 15 января 2008 г. № 785-ФЗ «О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», в перечень организаций, подпадающих под определение финансовых учреждений, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, проверяемых в сфере борьбы с коррупцией, подпадают и коммерческие организации, занимающиеся финансированием под уступку денежного требования, следовательно, на них должны распространяться все базовые требования вышеупомянутого законодательства.

Таким образом, все Факторы, осуществляющие свою деятельность без банковской лицензии, подлежат обязательной постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу и должны предоставлять в Росфинмониторинг сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю в соответствии с законом.[17]

Президент России Дмитрий Медведев 9 апреля 2009 г. подписал Федеральный закон «О внесении изменения в статью 825 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившей силу статьи 10 Федерального закона «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон был принят Госдумой 25 марта 2009 г. и одобрен Советом Федерации 1 апреля 2009 г.

В соответствии с этим законом в качестве финансового агента договоры финансирования под уступку денежного требования могут заключать коммерческие организации.

Для осуществления операций по финансированию под уступку денежных требований в обязательном порядке должны быть заключены два договора: договор Клиента и должника на поставку товара, выполнение услуг, а также договор на финансирование под уступку денежного требования (договор факторинга), заключенный между Клиентом и финансовым агентом. В договоре факторинга определяются положения, регламентирующие порядок и условия исполнения взаимных обязательств финансовым агентом и Клиентом, в том числе порядок и условия передачи прав требования, а также условия финансирования — сроки и порядок передачи денежных средств, условия их возврата и т. п.

Согласно ст. 826 ГК РФ предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Законодательство разграничивает эти два понятия, причем денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре Клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование — не позднее чем в момент его возникновения.

Если проанализировать данную норму, то получается, что при осуществлении отгрузки товара на условиях отсрочки платежа, у Клиента возникает будущее требование, так как срок платежа по нему еще не наступил При этом Клиент и Дебитор отражают у себя в бухгалтерском учете данное денежное требование как дебиторскую и кредиторскую задолженность соответственно.

Страницы: 1 2 3 4 5