Другое » Банки и банковская система » Этапы становления и развития банковской системы России

Страница 2

3. Разрешено создание обществ взаимного кредита для кредитования частной промышленности и торговли;

4. В декабре 1922г. было принято решение о создании сберегательных касс, которые с января 1923г. приступили к обслуживанию населения.

Специализированные банки проводи краткосрочное и долгосрочное кредитование. Отбор конкретных ссудополучателей, установление % ставок по привлекаемым ресурсам и кредитам относились к компетенции банков. Целевое назначение каждого из банков не означало ограничение круга клиентов, обслуживаемых в банке. Банки стремились привлечь клиентов из разных отраслей народного хозяйства. Конкуренция в работе банков способствовала улучшению обслуживанию клиентов.

Госбанк являлся единым эмиссионным центром страны, контролировал деятельность других банков и проводил единую денежно-кредитную политику, осуществлял краткосрочное кредитование предприятий.

В 1927г. все предприятия были прикреплены к определенному банку. Им разрешалось открывать счета и пользоваться услугами только одного банка, а банки были лишены самостоятельности устанавливать уровень % ставок по вкладам и кредитам.

В 1928г. специализированные банки превратились в центры долгосрочного кредитования, а краткосрочное кредитование было сосредоточено в госбанке.

Таким образом, реорганизация произошла по следующим направлениям:

1. Жесткое прикрепление клиентов к банкам в результате была ликвидирована конкуренция между банками;

2. Банки были лишены оперативной самостоятельности, в частности, возможности маневрирования % ставками;

3. Превращение специализированных банков в банки финансирования и кредитования капитальных вложений.

Накануне кредитной реформы 1930-1932 гг. в СССР использовались следующие формы кредита:

· прямой банковский кредит предоставляли банки непосредственно заемщиками;

· коммерческое кредитование;

· косвенное банковское кредитование, которое производилось путем учета или зачета векселей.

С переходом административным методам хозяйствования единой государственной формы собственности и всеобщему планированию была ликвидирована основа коммерческого кредитования. В условиях коммерческого кредита возможен свободный неконтролируемый перелив капитала из одной отрасли народного хозяйства в другую и нерациональное использование ресурсов, поэтому коммерческое кредитование возможно в условиях полного хозрасчета. Количество денег в обращении превышало сумму цен всех товаров, т.е. произошло нарушение законов денежного обращения, что негативно повлияло на состояние денежного обращения.[5]

30.01.1930г. было принято постановление о проведении кредитной реформы. Она предусматривала ликвидацию коммерческого кредитования и замену его прямым банковским кредитом. Запрещалось обращение векселей. Все операции между предприятиями и организациями осуществлялись через госбанк путем безналичных перечислений. В процессе реформы возникали следующие недостатки:

1. Автоматизм в расчетах заключается в том, что предприятие поставщик отгрузившее товар покупателю сразу получало в банке на свой счет стоимость отгруженной продукции. Оплата осуществлялась без согласия покупателя. В результате они не имели возможности контролировать выполнение поставщиками условий договора.

2. Автоматизм кредитования заключается в том, что при отсутствии средств у плательщика банк без его ведома и независимо от результатов его деятельности предоставлял кредит, который направлялся на оплату отгруженной продукции. Это обусловило необоснованный рост кредитных вложений. Банковский кредит стал покрывать убытки в деятельности предприятий. Резко увеличилась просроченная задолженность по банковским ссудам.

3. Обезличивание собственных и заемных средств. Всем предприятиям открывался единый контокоррентный счет, на котором учитывалось движение как собственных, так и заемных средств.

На 2-м, 3-м этапах кредитной реформы были ликвидированы недостатки в практике ее проведения.

На 2-м этапе кредитной реформы в январе 1931г. было постановления правительства «О мерах по улучшению практики кредитной реформы», предусматривающее ликвидацию автоматизма в расчетах. Она определила основные принципы организации безналичных расчетов. Платежи за товары и услуги должны были осуществляться только с ведома и согласия плательщика при наличии у него средств или права пользования кредитом.

Страницы: 1 2 3