Другое » Организация межбанковских расчетов » Нормативно-правовые основы организации межбанковских расчетов

Страница 2

Клиринговые операции классифицируются по двум признакам:

· по периодичности их проведения;

· по составу участников.

По периодичности проведения взаимозачетов клиринг может быть разовым или постоянно действующим. Разовый клиринг проводится эпизодически по мере накопления дебиторско - кредиторской задолженности. Постоянно действующий – осуществляется периодически независимо от состояния денежных обязательств и денежных претензий участников.

По составу участников клиринг осуществляется либо между двумя юридическими (физическими) лицами, либо между их группами, объединенными по отраслевому или территориальному признакам.

Организация клиринга варьируется в зависимости от того, являются ли банки-участники взаимозачетов самостоятельными юридическими лицами или они входят в состав одного и того же банка. В первом случае банки обычно обмениваются между собой чеками, векселями и другими долговыми обязательствами клиентов, доплачивая лишь разницу в специально создаваемых для расчетов организациях. При внутрибанковском клиринге все расчеты, связанные с необходимостью перевода денег клиентом одного филиала клиенту другого филиала одного банка на основании различных расчетных документов, осуществляются путем отнесения этих сумм в адрес головного офиса, клиринговый отдел которого и производит зачет по филиалам собственной системы.[44, с. 31]

В зависимости от сферы применения межбанковский клиринг может быть:

· локальным, что означает проведение взаимозачетов между банками одного региона, либо между банками определенной группы, либо между филиалами одного банка;

· общегосударственным, который предполагает зачет взаимных требований банковских клиентов в пределах одной страны.

В свою очередь, специфика указанных видов межбанковского клиринга проявляется в способах их проведения. Можно выделить клиринг, совершаемый:

· через учреждения Центрального банка РФ и крупнейшие коммерческие банки;

· через специальные межбанковские организации – расчетные (клиринговые) палаты;

· через клиринговый отдел (расчетный центр) головного банка.

Клиринг возможен при наличии хозяйственных или других связей между его участниками, если эти связи носят характер взаимных денежных отношений. Эти связи должны быть либо взаимными, либо последовательными. При взаимных хозяйственных связях движению стоимости от одного участника к другому противостоит встречное движение стоимости от второго участника к первому. При этом виде хозяйственных связей взаимные денежные обязательства и денежные претензии одного участника по отношению к другому являются соответственно денежными претензиями и денежными обязательствами второго по отношению к первому.[41, с. 12]

На практике взаимные хозяйственные связи встречаются реже, чем последовательные, при которых происходит одностороннее движение стоимости через ряд экономически обособленных участников общественного производства. В результате подобного движения стоимости имеет место и ограниченное направление денежных расчетов. Клиринг возможен, если на базе хозяйственных связей сформируется последовательная цепь денежных расчетов. Важным моментом является то, что каждый из участников клиринга должен являться звеном этой цепи и эти звенья обязаны быть связаны между собой, с одной стороны, денежными обязательствами, а с другой – денежными претензиями.

Наиболее результативным является многосторонний клиринг, когда его участники имеют денежные обязательства и требования во взаимоотношениях со многими иными участниками. Предположим, что между участниками клиринга было проведено множество операций, документы по которым предъявлены в клиринговый центр для зачета и отражены по неденежным лицевым счетам. В зарубежной практике такие счета называются "транзитный счет-позиция" и представляют собой отношение суммы предъявленных к зачету долгов к сумме взаимно погашенных.[39, с. 348]

Таким образом, при организации клиринга деньги как средство обращения не участвуют, а наличествуют как мера стоимости, которая проявляется в ценах товаров, работ и услуг, фиксированных обслуживанием сферы обращения, что, в свою очередь, сокращает общую потребность предприятия в собственных оборотных средствах и обеспечивает экономию кредитных ресурсов банков.

Страницы: 1 2 3 4