Другое » Банки и их роль в рыночной экономике » Стратегии выхода из кризиса банковской системы РФ

Страница 1

Главной задачей Правительства РФ в финансовой системе является обеспечение ее устойчивости. Для выполнения этой цели в сложившейся кризисной ситуации оно должно действовать по трем направлениям:[14]

1. расширение ресурсной базы и повышение ликвидности всей финансовой системы;

2. повышение доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора;

3. обеспечение санации банков, испытывающих трудности, но важных с точки зрения общей устойчивости банковской системы.

Для решения первой задачи государство пытается изыскать способы нарастить капитал банков, который тает в результате кризиса. Банк России видит его расширение за счет государственных облигаций. Таким образом, могут решиться сразу две проблемы – повышение капитализации банковского сектора и насыщение его дополнительной ликвидностью, которая заключается в дополнительном доступе к инструментам рефинансирования в Центробанке. То есть банки смогут кредитоваться в ЦБ под залог гособлигаций. В отличие от раннее предлагаемых механизмов докапитализации банковской системы этот не потребует от государства бюджетных затрат. Проблема нехватки ресурсной базы может решиться за счет увеличения сроков предоставления кредитов, обеспеченных нерыночными активами (векселя, поручительства, права требования).

В целях повышения доступности банковского кредитования для предприятий реального сектора Правительство РФ должно предпринять целый ряд мер.

Во-первых, оно должно усиливать контроль за работой органов управления банков (по вопросам размера кредитования, предоставления гарантий, управления активами и пассивами, вознаграждения органов управления кредитной организации), получивших средства государственной поддержки, включая субординированные кредиты. В такие банки назначены уполномоченные представители Банка России, которые выполняют три задачи: осуществляют мониторинг использования средств господдержки, анализируют и оценивают операции и сделки, имеющие признаки сомнительности, в том числе с точки зрения влияния на финансовую устойчивость, а также анализируют любые иные сделки, оказывающие влияние на финансовую устойчивость банка. Так, например, многие кредитные организации в погоне за увеличением объемов привлеченных средств физических лиц во вклады сильно завышают процентные ставки. В результате чего, ЦБ принял решение об ограничении размеров ставок и усилил контроль за подобными учреждениями.

Во-вторых, Правительство РФ должно упрощать процедуру предоставления государственных гарантий (предусмотрена возможность предоставления Минфином России государственных гарантий по кредитам отдельных организаций в размере, до 10 млрд. рублей по каждой гарантии).

В-третьих, предпринять специализированные меры по обеспечению доступности кредитов для приоритетных секторов экономики – сельского хозяйства, автомобилестроения и транспортного машиностроения. В рамках государственной программы поддержки малого бизнеса должны субсидироваться процентные ставки по кредитам малым предприятиям.

Реализации этих мер препятствует целый ряд раздражителей. Среди главных – высокая ставка рефинансирования Центробанка, которая тянет за собой удорожание кредитов для предприятий реального сектора экономики. Такая политика «дорогих денег» не способствует расширению производства, росту конкуренции, делает бизнес заемщиков нерентабельным, что еще больше усугубляет ситуацию в экономике. Решение этой проблемы уже принято во внимание Правительства. 24 апреля 2009 года ставка рефинансирования была понижена с 13% до 12,5%. Снижение небольшое, но важен сам процесс. В условиях, когда большинство банков фактически лишены другого источника привлечения средств, кроме денег ЦБ, такой сигнал позволяет надеяться на выход из кризисного положения. Уже было сказано, что большинство стран мира в условиях кризиса стремительно снижали процентную ставку, чтобы открыть экономике доступ к дешевым деньгам. Россия, замедлив высокие темпы инфляции и опираясь на зарубежный опыт, постепенно идет по этому же пути развития.

Другая проблема – высокий уровень неопределенности с ситуацией в экономике и с положением заемщиков. Как раз из этой проблемы выливается нарастание «плохих долгов». Поэтому она требует огромного внимания со стороны Правительства. Но это не означает, что кредитование должно сворачиваться. Наоборот, банкам надо учиться действовать в новых условиях, строже подходить к оценке надежности заемщиков. А государственными органами проблемы каждого банка должны рассматриваться индивидуально, как это принято в странах Евросоюза. Тогда можно ожидать, что кредитование банком экономики и граждан будет расти более быстрыми темпами. Обеспечить эти планы можно за счет дополнительной эмиссии акций.

Страницы: 1 2