Другое » Кредитная политика финансовых учреждений » Современное состояние кредитного рынка

Страница 1

Уже в ноябре 2008 года крупнейшие игроки рынка потребительского кредитования, в связи с мировым финансовым кризисом, фактически перестали кредитовать население. У ряда банков розничный кредитный портфель не увеличился, а у некоторых и вовсе сократился.

Банкиры не рискуют кредитовать граждан в условиях развивающегося кризиса и увеличения числа безработных.

Темпы роста розничных кредитных портфелей резко сократили даже окологосударственные банки. Согласно данным российской отчетности, портфель кредитов, выданных ВТБ 24 физическим лицам, вырос на 2,6 млрд. руб. (0,9%), в то время как в октябре рост составлял 8%. Портфель розничных кредитов Газпромбанка вырос в абсолютном выражении на 392,1 млн. руб. (0,8%), при этом за октябрь портфель вырос на 1,1 млрд. руб. (2,4%).

Коммерческие банки продемонстрировали еще большее снижение темпов роста кредитного портфеля. Росбанк в ноябре увеличил розничный портфель всего на 0,1% (162 млн. руб.), в то время как в октябре рост составлял 5,4% (6,8 млрд. руб.). Альфа-банк снизил темпы роста портфеля кредитов, выданных физическим лицам, с 4,1% до 0,9% (659,9 млн. руб. в абсолютном выражении). Значительное количество игроков вообще сократили розничные кредитные портфели. Объем кредитов, выданных гражданам Банком Москвы, в ноябре сократился на 2,3 млрд. руб. (-2,2%), банком «Уралсиб» – на 93 млн. руб. (-0,1%), Юникредит банком – на 398 млн. руб. (-0,5%), Промсвязьбанком – на 3,8 млрд. руб. (-6,6%).

В банках сокращение розничных портфелей объясняют ужесточением требований к заемщикам в связи с возросшими рисками. «Замедление в ноябре связано с общими кризисными явлениями на рынке и снижением покупательской способности населения», – пояснили в ВТБ 24. В банке «Уралсиб» сокращение выдачи кредитов объяснили снижением активности заемщиков. Кроме того, в ноябре банк в связи с ростом стоимости ресурсов повысил ставки по розничным кредитам.

В тоже время растет просроченная задолженность по кредитам физических лиц, выданным крупными банками. У ряда банков – например, Газпромбанка и «Уралсиба» – рост просрочки к концу 2008 года превысил 25%. Заемщики вынуждены нарушать финансовую дисциплину из-за задержек по выплате зарплат и увольнений, утверждают банкиры, готовясь к дальнейшему ухудшению качества кредитного портфеля.

К концу 2008 года объем просроченной задолженности по кредитам, выданным крупными российскими банками, увеличился на 5,7%.

Несмотря на то что доля просроченной задолженности физических лиц в общем кредитном портфеле банков остается сравнительно невысокой, темпы ее увеличения в несколько раз превышают докризисные показатели. С июля по август 2008 года, по данным Банка России, объем просрочки по розничным кредитам в целом по банковской системе увеличивался на 3,5%. В сентябре он ускорился до 6,4%, в октябре – на 1,9%. В ноябре же доля просрочки в кредитном портфеле банков и ее объемы начали расти.

Например, за месяц доля просроченных розничных кредитов банка «Ренессанс Капитал» увеличилась с 11,5% до 12,7%, БИН-банка – с 7,7% до 9,2%, Банка Москвы – с 3,96% до 4,37%. У лидеров потребительского кредитования банка «Русский стандарт» и ХКФ-банка самые высокие показатели по доле просроченных кредитов в портфеле, которые также выросли в ноябре: с 17,23% до 18,44% и с 17,17% до 18,12% соответственно.

Однако темпы ее прироста ниже, чем у универсальных банков – всего 2,8% и 4,1%. Банкиры поясняют, что столкнувшимся с финансовыми проблемами заемщикам все-таки проще обслуживать кредит с более низким ежемесячным платежом, чем, например, ипотечный. А в «Русском стандарте» добавили, что уровень просрочки по РСБУ «не отражает реальной картины с рисками, так как большая часть кредитного портфеля банка секьюритизирована, и по МСФО просрочка составляет сейчас 2,8%».

Так или иначе, банкиры готовятся к дальнейшему ухудшению качества кредитного портфеля. Сейчас банки мобилизуют работу по поиску оптимальных способов дефолта заемщика или реструктуризации задолженности. Задерживают оплату кредитов даже те клиенты, кого еще не сократили, они копят на худшие времена. Однако окончательно портить отношения с клиентами банкиры не торопятся. Так, «Абсолют банк» сейчас консультируется с сотрудниками ЦБ по различным способам реструктуризации задолженности.

Страницы: 1 2